Психодрама

психологическая группа для детей 8-11 лет

 
 
 
 
 

Бакунинская улица, 96-98 стр 6   (925)737-36-15
Станции метро Электрозаводская и Бауманская

Что такое психодрама?

Дети любого возраста часто бывают увлечены играми. Это абсолютно естественно, ведь данная форма деятельности в жизни растущего человека по-своему особенна, именно в игре берут начало и развиваются в дальнейшем функции его психики. В игровой форме ребенок познает ближайшее окружение и мир в целом, растет личностно, развивается физически. Альберт Эйнштейн даже утверждал, что игра является высшей формой исследования. В профессиональной работе психотерапевта с детьми применяются различные методы, основанные на игровой деятельности, одним из которых является психодрама, где составляющая «драма» включает в себя и действие (игру), и переживание. Можно даже сказать, что психодрама в данном случае – это своеобразный способ формирования возможности ребенка гибко реагировать на изменения текущей ситуации посредством вовлечения его в процесс игры и следования им развитию ее сюжетной линии. Яркая особенность названного метода в том, что он может быть реализован в групповой или индивидуальной (так называемая «монодрама») психотерапии с детьми дошкольного возраста, начиная с пяти лет, и включает в себя не только именно ведущую деятельность возрастного периода – сюжетно-ролевую игру, но и глубокую проработку соответствующих психических процессов. Тем самым в работу оказываются вовлечены все уровни развития личности маленького человека и их коррекции в динамике, что делает психодраму уникальным практическим инструментом терапии.

Суть метода

Совместная с другими детьми или взрослыми игра для ребенка – это захватывающая, увлекательная история, в процессе которой он учится проявлять себя в различных ситуациях, как в одиночку, так и в социуме. Что такое самостоятельность, инициатива и ответственность за свои поступки? Как выразить свои желания и нужды так, чтобы они были понятны окружающим? Как понять себя самого и тех, кто рядом, о чем они думают и что чувствуют? Что такое личное пространство, как его установить и не нарушить при этом чужих границ? Ответы на эти и другие вопросы дает применение метода психодрамы. Дети в игре самовыражаются естественным для них способом, при этом именно вариативность сюжетной линии, гибкость выбранной роли способствуют наилучшему проживанию и разрешению внутреннего конфликта личности или имеющихся психологических травм, адаптации к жизни в реальном мире с его разнообразием жизненных ситуаций, моделируют различные способы поведения и формируя новый личный опыт. Важна роль и дополнительных средств, позволяющих глубже вжиться в роль – различных игрушек, наборов для творчества, костюмов. Применение метода психодрамы, помимо прочего, позволяет детям прожить и осознать ощущение удовольствия от открытия нового «я», творческого и спонтанного, действующего больше по ситуации, чем по утвержденному плану (сценарию игры).

В каких случаях применяется психодрама

Эффективность применения метода в работе с дошкольниками высока и позволяет преодолеть различные трудности, включая такие, как пассивность, агрессивность, неуверенность в себе, попытки манипуляций по отношению к окружающим. Также психодрама может помочь при трудностях в адаптации к новым условиям (детский сад, переезд, развод родителей, смерть родственников), при дефиците внимания со стороны взрослых или сверстников, испытываемом ребенком, имеющихся страхах (как ночных, так и дневных) и психоневрологических нарушениях. Стоит отметить, что данный метод, создающий и поддерживающий именно творческое начало в работе с ребенком, позволяет решать актуальные проблемы развития личности предельно быстро и эффективно, не делая акцента на других формах и методах работы (например, на семейной терапии), а также в случаях, когда применение этих форм не представляется возможным по каким-либо причинам.